info@openscience.ru (+7 915) 251-90-10 ООО «НПК Открытая Наука» Главная > Программы > RealTimer
SW0601
RealTimer

RealTimer - базовый пакет программ для планирования и оптимизации эксперимента, регистрации поведения и анализа результатов. В пакет программ RealTimer входят три модуля: PlanTimer, RealTimer: Регистрация и Realtimer: Обработка записей.

Операционные системы: MS Windows 98, 2000, XP, Vista

С лета 2010 года RealTimer распространяется свободно.

Программа RealTimer: Регистрация предназначена для визуальной регистрации поведения животных в любых тестах в режиме реального времени или по видеозаписи.

Программа PlanTimer предназначена для планирования и оптимизации экспериментов, включающих большое число животных и несколько процедур, последовательно проводимых с каждым из них.

Программа Realtimer: Обработка записей предназначена для первичной обработки результатов экспериментов.

RealTimer - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GPL.
Руководство пользователя
Исходный текст программы



фото 1

Цены указаны в рублях. Все налоги включены.
В случае 100% предоплаты предоставляется скидка.
Дополнительная скидка 5% авторам статей со ссылкой на нашу продукцию.

Подробное описание

RealTimer: регистрация

Блокнот и карандаш - вот основные инструменты, позволяющие довольно комфортно регистрировать поведение животных. Почему комфортно? Потому, что каждый экспериментатор своим почерком и удобными для него значками регистрирует различные поведенческие акты, отмечает возникновение нестандартных реакций, пишет комментарии по ходу эксперимента и т.д. Человек, в отличие от машины, способен увидеть новое и нестандартное, составить "общее" впечатление от эксперимента, что впоследствии нередко служит "зацепкой" для более углубленного исследования. Однако человек ограничен в возможности производить много действий за короткое время. Например, одновременно фиксировать события и время их наступления, постоянно отвлекаясь от наблюдения за животным на просмотр таймера, довольно сложно. Эксперимент становится еще более трудоемким, если к основным двум задачам (регистрации событий и времени их наступления) прибавляется третья - регистрация длительности событий. Любой исследователь, проводящий подобные эксперименты с большим числом животных, знает, как быстро наступает усталость, падает внимание, что негативно отражается на результатах исследования. А как было бы здорово сложить часть проблем на компьютер: нажимать удобные клавиши при возникновении того или иного поведения. И при этом отмечалось бы не только время нажатия на клавишу, но и длительность нажатия. Кроме того, бывает важно на фоне одного длительного события (например, нахождения животного в светлом отсеке темно-светлой камеры) регистрировать все остальные формы поведения.

Основные возможности программы RealTimer

  • Экспериментатор выбирает клавиши, которые ему удобно нажимать при возникновении у животного того или иного поведения. Программа фиксирует время нажатия клавиш от начала эксперимента, а также длительность и последовательность нажатия.



  • Для проведения полноценного эксперимента предусмотрены быстрое удаление последней записи (в случае ошибки) и ввод комментариев по ходу эксперимента.



  • Программа позволяет регистрировать поведение животных не только в реальном времени, но и по видеозаписи, где можно повторить один и тот же эпизод несколько раз, изменить скорость воспроизведения или даже проанализировать движение животного кадр за кадром.

    Главные отличия RealTimer от других программ для регистрации поведения

  • При разработке RealTimer мы ставили на первое место удобство взаимодействия с программой и простоту её освоения. Работая с животными в ходе эксперимента, человек обычно не имеет возможности отвлекаться на сложности интерфейса, многочисленные опции, предлагаемые программой, или чтение объёмной инструкции. Поэтому для начала работы с RealTimer требуется, как правило, лишь запустить программу и определить удобные для нажатия клавиши - вслед за этим можно сразу же приступать к регистрации поведения животного. Мы постарались сделать так, чтобы освоение большинства функций программы происходило интуитивно, без необходимости заглядывать в прилагаемую инструкцию.

  • Немалую роль в облике RealTimer сыграло наше желание сделать программу доступной отечественным исследователям. Не секрет, что зарубежные аналоги чаще всего распространяются по принципу "всё-в-одном", с избыточными для большинства исследователей возможностями. При этом они достаточно дороги. RealTimer имеет модульную структуру, в которой каждый элемент выполняет свою задачу. Вместе с тем, некоторые модули распространяются бесплатно или имеют упрощенный бесплатный вариант.
  • Вместо того, чтобы разрабатывать собственный модуль для воспроизведения видеозаписей, мы обеспечили совместимость RealTimer с широко известным бесплатным видеоплейером - Media Player Classic, который распространяется под свободной лицензией (GPL) и имеет непревзойдённые возможности по качеству вопроизведения видеозаписей и ассортименту совместимых форматов хранения видео.
  • Текущая версия пакета RealTimer не содержит в себе модулей для статистической обработки результатов эксперимента и построения диаграмм. Вместо этого мы предусмотрели возможность экспресс-обработки полученных данных с последующим экспортом в виде таблицы в любую программу, которой исследователь привык пользоваться для статистической оценки результатов и создания иллюстраций.
  • PlanTimer

    При работе с животными успех эксперимента зависит не только от "стандартности" выполнения процедур по отношению к каждому животному, но и от соблюдения временных интервалов между процедурами. А если эксперимент сложный, включающий большое число животных и несколько процедур, последовательно проводимых с каждым из них? На этот случай экспериментатор вооружен несколькими (как минимум двумя) секундомерами или таймерами: первый, основной, призван отсчитывать общее время, прошедшее с момента начала работы с первым животным, а второй - длительность процедуры, проводимой с каждым животным. В условиях ограничения времени (надо сделать все вовремя!) и, как следствия, напряжения, часто происходит путаница. Особенно при расчете времени до следующего животного по основному таймеру. А как было бы хорошо иметь на каждое животное свой индивидуальный таймер, чтобы упростить весь процесс и дать экспериментатору возможность сосредоточиться на выполнении самих процедур! Эта идея и легла в основу программы PlanTimer.

    Основные возможности программы PlanTimer

  • Программа поддерживает одновременную работу четырёхсот таймеров. Таймеры находятся в клетках таблицы: 1 клетка = 1 таймер. Одна строка в таблице (4 последовательных таймера) предназначена для работы с одним животным. В одном эксперименте может участвовать до 100 животных (рис.3).
  • Можно настроить программу как на прямой, так и на обратный отсчет времени для работы в режимах секундомера или таймера, соответственно.
  • После запуска первого таймера, второй таймер автоматически начнет отсчитывать время до начала работы со вторым животным и т.д., в соответствии с указанным вами временным интервалом между животными.
  • Таймеры визуально "активны": приближаясь к концу заданного временного интервала, таймеры меняют цвет от белого до ярко оранжевого, а просроченные таймеры приобретают желтый цвет.
  • Дополнительные возможности программы PlanTimer

    В процессе разработки программы стало ясно, что её можно с успехом можно использовать и для регистрации поведения животных в некоторых тестах.

  • В любой момент можно остановить работающий таймер или возобновить работу остановленного таймера, что дает возможность:

  • зафиксировать наступление того или иного события для каждого животного
  • (например, ЛП определенного типа поведения, тремора, судорог, бокового положения, гибели);

  • вести "накопительные" эксперименты, то есть запускать таймер в момент
  • наступления определенного типа поведения и останавливать - в момент прекращения этого поведения, затем снова запускать таймер при возобновлении поведения и так далее (например, накапливать эпизоды активного плавания или замирания). Для облегчения этой задачи запуск и остановка таймеров для первых девяти животных продублированы клавишами от 1 до 9.

  • Показания остановленных таймеров по окончании эксперимента можно сохранить и, в дальнейшем, распечатать.
  • Обработка записей

    После того, как эксперимент проведен, начинается следующий этап исследования - обработка полученных данных. Первый шаг - подсчет числа (или длительности) поведенческих актов, совершенных животным за время тестирования. Если в результате таких расчетов оказалось, что опытная группа животных отличается от контрольной по некоторым показателям, многие исследователи прекращают работу с данными. Вместе с тем, немало ценной информации остается не выявлено. Например, как изменялось то или иное поведение с течением тестового периода. Для этого надо разбить весь период на несколько интервалов и подсчитать число одноименных событий в каждом из них. И если динамика какого-либо поведенческого элемента различается в опытной и контрольной группах, то это повод не только для определенного вывода (например, о нарушении процесса привыкания (habituаtion), но и для более вдумчивого планирования следующего эксперимента. Чем больше информации можно получить из уже проведенного эксперимента, тем, в конечном итоге, меньше потребуется животных для выполнения поставленной задачи.

    Основные возможности программы Обработка записей

  • Программа содержит 4 раздела: Файлы, Интервалы, События, Таблица, последовательное заполнение которых позволяет быстро обработать полученные данные.
  • Для того, чтобы подсчитать число элементов поведения, находящихся внутри определенных временных интервалов, а также длительных событий (например, во время пребывания животного в темном отсеке темно-светлой камеры), в программе предусмотрена опция просмотра записи эксперимента.
  • Результатом работы программы является сводная таблица, в которую включаются данные по нескольким животным (индивидуальным записям) и, если требуется, по нескольким временным интервалам в пределах эксперимента. Таблицу можно скопировать в любую программу для статистической обработки данных или построения диаграмм.

  • фото 2

    фото 3

    фото 4
     
     

    Добавлено в заказ:

    1

    2

    Продолжить